Международное исследование TALIS: есть ли в России проблемы в системе профессионального развития и оценки качества работы учителей?
О вебинаре
Участники
Материалы
23 сентября 2015 года состоялся первый в этом учебном году вебинар Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ на тему "Международное исследование TALIS: есть ли в России проблемы в системе профессионального развития и оценки качества работы учителей?".
Вебинар был посвящен результатам международного сопоставительное исследования TALIS, инициированного Организацией экономического сотрудничества и развития и охватывающего 37 стран. В ходе данного исследования производится независимая оценка профессионального уровня и качества работы учителей и директоров, то есть факторов, от которых в значительной степени зависит качество и эффективность школьного образования. В 2013 году Россия стала полноправным участником исследования и в 2014 году впервые приняла официальное участие в нем. Были опрошены 4076 учителей и 198 директоров в 200 школах 14 регионов РФ. Важность исследования TALIS для России определяется тем, что на основе его результатов можно принимать решения о корректировке государственной образовательной политики в стране.
В России исследование проводил Институт образования. Анализ результатов исследования был завершен в начале лета 2015 года.
На вебинаре была представлена картина того, какими видятся наши педагоги в зеркале международного исследования. Какие проблемы, профессиональные установки и запросы отличают наших учителей от их коллег в странах с наиболее успешными системами образования. Какие группы учителей находятся в ситуации риска и наиболее остро нуждаются в профессиональной поддержке. Как система повышения квалификации могла бы ответить на сформулированный учителями запрос.
Полученные в исследовании данные показывают возможность синхронизировать возможные траектории профессионального развития не только с требованиями основных регламентов отечественного образования (ФГОС и профессионального стандарта деятельности педагога), но и ведущих международных трендов.
Докладчик:
Пинская Марина Александровна, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, к.п.н.
Дискуссант:
Груздев Михаил Вадимович, заместитель директора департамента образования Ярославской области, д.п.н.
Ведущий вебинара:
Болотов Виктор Александрович, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, академик РАО, д.п.н.
Вебинар в большей степени заинтересовал специалистов институтов развития образования и повышения квалификации, методических служб и центров оценки качества образования, и, конечно, самих педагогов и руководителей школ. Внимание к мероприятию проявили и представители национальных/региональных органов управления образованием, а также сотрудники высших учебных заведений, в том числе и те из них, которые реализуют программы подготовки будущих учителей.
На мероприятии были рассмотрены такие вопросы:
Краткое описание исследования TALIS, его преимущества и ограничения.
Что выделяет наших учителей при сравнении со средними международными данными и данными стран, лидирующих в образовании.
Как отличаются запросы и установки учителей в зависимости от возраста и особенностей обучаемого контингента.
Какие дефициты в профессиональных умениях можно рассматривать как наиболее существенные.
Какие стратегии развития региональных систем профессионального развития и оценки качества работы учителей отвечают дефицитам, выявленным исследованием и соответствуют международным трендам.
Информационными партнёрами по проведению вебинара были:
Независимое педагогическое издание «Учительская газета»
Проект "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня"
В вебинаре приняли участие 342 специалиста.
Из них 312 человек из 40 регионов Российской Федерации и 30 человек из 3 зарубежных стран:
Республика Армения - 1 участник;
Республика Казахстан – 28 участников;
Республика Кыргызстан – 1 участник.
Участники нашего вебинара из 122 различных организаций, из которых:
15 – национальные, региональные и муниципальные органы управления образованием;
39 – институты повышения квалификации и развития образования, методические кабинеты;