Что в заданиях PISA по математике мешает российским школьникам их выполнять? Результаты экспериментальных исследований
О вебинаре
Участники
Материалы
Фотоальбом
24 апреля 2015 года состоялся вебинар Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ на тему «Что в заданиях PISA по математике мешает российским школьникам их выполнять? Результаты экспериментальных исследований».
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
Факторы, связанные с национальными результатами в тесте PISA, достаточно хорошо описаны. Однако часто слишком общий и корреляционный характер описания этих факторов затрудняет использование результатов таких исследований в образовательной политике, особенно, на уровне школ. В рамках вебинара были рассмотрены результаты исследования, которое сфокусировано на самом процессе решения математических задач PISA, чтобы ответить на вопрос о том, что в этих заданиях мешает российским школьникам их выполнять? Экспериментальный подход к исследованию позволил установить некоторые причины трудностей, коренящиеся, с одной стороны, в отдельных элементах задач PISA, а с другой, в особенности мышления детей при столкновении с нетипичными заданиями.
Представленные на вебинаре экспериментальные исследования связи программы школьного обучения, особенностей мышления и переноса выученного в новый контекст представляют новое для России направление исследований.
Выступающие:
Болотов Виктор Александрович, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, академик РАО, д.п.н.;
Тюменева Юлия Алексеевна, старший научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ, к.псх.н.;
Ведущий вебинара:
Вальдман Игорь Александрович, директор Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ, к.п.н.
Вебинар посетили учителя математики и специалисты методических служб, руководители общеобразовательных организаций, а также представители национальных/региональных органов управления образованием, специалисты национальных центров тестирования, центров оценки качества образования, институтов развития образования.
Были рассмотрены следующие вопросы:
Какие элементы некоторых заданий PISA по математике делают их более трудными для российских школьников, чем для их зарубежных сверстников?
Как представлены темы, являющиеся главными причинами затруднений, в национальной учебной программе по математике, и, в частности, в учебниках?
Как отражается типичность-нетипичность математических текстовых задач на процессе их решения?
Что в перспективе могут дать школе экспериментальные исследования связи программы школьного обучения, особенностей мышления и переноса выученного в новый контекст?
Вебинар проводился при информационной поддержке Независимого педагогического издания «Учительская газета»
В вебинаре приняло участие 311 специалистов.
Из них 263 человека из 34 регионов РФ и 48 человек из 3 зарубежных стран:
Республика Беларусь – 12 участников;
Республика Казахстан – 8 участников;
Приднестровская Молдавская Республика – 28 участников.
В вебинаре приняли участие представители 173 организаций, из которых:
13 – национальные, региональные и муниципальные органы управления образованием и службы по надзору (контролю) в области образования;
20 – центры оценки\мониторинга качества образования;
23 – институты повышения квалификации и развития образования;